понедельник, 19 ноября 2012 г.

Старинный способ тиснения на коже.

 В  некоторых библиотеках и музеях   хранятся старинные книги с  кожаными обложками искусно  украшенными тиснением. На их примере интересно рассмотреть некоторые варианты старинных способов тиснения на коже.
 Конечно в те времена никаких станков ЧПУ  для изготовления клише не было. Не было также и технологий позволявших изготавливать клише с помощью 
травления.  Использовались в основном резные клише и штампы  из разных материалов.
 Металлические литые ( реже резные ) штампы изготавливали  только в крупных  мастерских. Прессы для тиснения такими клише почти не использовались. Штампы нагревались и ручным способом прижимались к коже. Следует также указать - что само тиснение было не так сильно распространено.  Книгопечатание  той эпохи было достаточной редкостью и книги стоили достаточно дорого и без дополнительного декоративного оформления.
  Многие мастера использовали так называемое  "холодное тиснение " - без нагрева штампов. Этот способ был широко распространен в Средней Азии . Подготовка кожи имела  особое значение при этом способе тиснения . Кожу  увлажняли специальными составами для придания  повышенной  пластичности. Рецепты таких составов хранились в секрете и имели клановую , семейную или цеховую принадлежность. Важным условием - было сохранение эластичности кожи после высыхания для завершения работы по переплету.
  Из древесины изготавливали специальные  штампы- матрицы. Для  штампов  в Узбекистане использовали в основном древесину орешника обладавшую необходимыми качествами. Древесина орешника позволяла  вырезать на штампе очень мелкие детали и  не растрескивалась от влаги при длительном применении, обладала повышенной твердостью для создания соответствующего давления.
 Известны также менее распространенные  керамические штампы - более хрупкие и менее долговечные. Применялось также ручное индивидуальное тиснение не получившее особого распространения в виду сложности , а также необходимости того, что бы у мастера были  достаточные художественные навыки. Но видимо многое определялось и наличием соответствующего спроса.
  В некоторых музеях мира представлены также даже каменные штампы  изображение на которых выполнено в виде глубокой гравировки.. Не имея более  подробной информации о использовании таких штампов  предположу , что они также не получили большего распространения по рассмотренным  мною выше причинам.
 Холодное тиснение и в настоящее время используется в Узбекистане несколькими мастерами для создания оригинальных декоративных изделий. Но достаточно сложная технология "холодного тиснения " и необходимость специальной кожи  не позволяет  использовать данное направление в создании массовых изделий.
 В студии   "HERITAGE VILLAGE . WORKSHOP"  восстановлены и успешно используются  многие   старинные  технологии "холодного способа тиснения" на коже. К настоящее время таким способом изготавливаются  сувенирные магниты , заказные индивидуальные  обложки для книг и ежедневников . Ведется большая  подготовительная работа  для начала изготовления панно и картин , а также некоторых других изделий.
  Штампы для  "холодного тиснения " разработаны и изготовлены конечно уже на современном оборудовании с использованием современных инструментов. Но это нисколько не девальвирует  значимость возрождения и сохранения   старинного способа тиснения. Мастер классов именно по данному направлению проводить наверное и не буду , но поделюсь в последующих публикациях  многими интересными открытиями в данном направлении .

Комментариев нет:

Отправить комментарий