В некоторых библиотеках и музеях хранятся старинные книги с кожаными обложками искусно украшенными тиснением. На их примере интересно рассмотреть некоторые варианты старинных способов тиснения на коже.
Конечно в те времена никаких станков ЧПУ для изготовления клише не было. Не было также и технологий позволявших изготавливать клише с помощью
травления. Использовались в основном резные клише и штампы из разных материалов.
Металлические литые ( реже резные ) штампы изготавливали только в крупных мастерских. Прессы для тиснения такими клише почти не использовались. Штампы нагревались и ручным способом прижимались к коже. Следует также указать - что само тиснение было не так сильно распространено. Книгопечатание той эпохи было достаточной редкостью и книги стоили достаточно дорого и без дополнительного декоративного оформления.
Многие мастера использовали так называемое "холодное тиснение " - без нагрева штампов. Этот способ был широко распространен в Средней Азии . Подготовка кожи имела особое значение при этом способе тиснения . Кожу увлажняли специальными составами для придания повышенной пластичности. Рецепты таких составов хранились в секрете и имели клановую , семейную или цеховую принадлежность. Важным условием - было сохранение эластичности кожи после высыхания для завершения работы по переплету.
Из древесины изготавливали специальные штампы- матрицы. Для штампов в Узбекистане использовали в основном древесину орешника обладавшую необходимыми качествами. Древесина орешника позволяла вырезать на штампе очень мелкие детали и не растрескивалась от влаги при длительном применении, обладала повышенной твердостью для создания соответствующего давления.
Известны также менее распространенные керамические штампы - более хрупкие и менее долговечные. Применялось также ручное индивидуальное тиснение не получившее особого распространения в виду сложности , а также необходимости того, что бы у мастера были достаточные художественные навыки. Но видимо многое определялось и наличием соответствующего спроса.
В некоторых музеях мира представлены также даже каменные штампы изображение на которых выполнено в виде глубокой гравировки.. Не имея более подробной информации о использовании таких штампов предположу , что они также не получили большего распространения по рассмотренным мною выше причинам.
Холодное тиснение и в настоящее время используется в Узбекистане несколькими мастерами для создания оригинальных декоративных изделий. Но достаточно сложная технология "холодного тиснения " и необходимость специальной кожи не позволяет использовать данное направление в создании массовых изделий.
В студии "HERITAGE VILLAGE . WORKSHOP" восстановлены и успешно используются многие старинные технологии "холодного способа тиснения" на коже. К настоящее время таким способом изготавливаются сувенирные магниты , заказные индивидуальные обложки для книг и ежедневников . Ведется большая подготовительная работа для начала изготовления панно и картин , а также некоторых других изделий.
Штампы для "холодного тиснения " разработаны и изготовлены конечно уже на современном оборудовании с использованием современных инструментов. Но это нисколько не девальвирует значимость возрождения и сохранения старинного способа тиснения. Мастер классов именно по данному направлению проводить наверное и не буду , но поделюсь в последующих публикациях многими интересными открытиями в данном направлении .
Конечно в те времена никаких станков ЧПУ для изготовления клише не было. Не было также и технологий позволявших изготавливать клише с помощью
травления. Использовались в основном резные клише и штампы из разных материалов.
Металлические литые ( реже резные ) штампы изготавливали только в крупных мастерских. Прессы для тиснения такими клише почти не использовались. Штампы нагревались и ручным способом прижимались к коже. Следует также указать - что само тиснение было не так сильно распространено. Книгопечатание той эпохи было достаточной редкостью и книги стоили достаточно дорого и без дополнительного декоративного оформления.
Многие мастера использовали так называемое "холодное тиснение " - без нагрева штампов. Этот способ был широко распространен в Средней Азии . Подготовка кожи имела особое значение при этом способе тиснения . Кожу увлажняли специальными составами для придания повышенной пластичности. Рецепты таких составов хранились в секрете и имели клановую , семейную или цеховую принадлежность. Важным условием - было сохранение эластичности кожи после высыхания для завершения работы по переплету.
Из древесины изготавливали специальные штампы- матрицы. Для штампов в Узбекистане использовали в основном древесину орешника обладавшую необходимыми качествами. Древесина орешника позволяла вырезать на штампе очень мелкие детали и не растрескивалась от влаги при длительном применении, обладала повышенной твердостью для создания соответствующего давления.
Известны также менее распространенные керамические штампы - более хрупкие и менее долговечные. Применялось также ручное индивидуальное тиснение не получившее особого распространения в виду сложности , а также необходимости того, что бы у мастера были достаточные художественные навыки. Но видимо многое определялось и наличием соответствующего спроса.
В некоторых музеях мира представлены также даже каменные штампы изображение на которых выполнено в виде глубокой гравировки.. Не имея более подробной информации о использовании таких штампов предположу , что они также не получили большего распространения по рассмотренным мною выше причинам.
Холодное тиснение и в настоящее время используется в Узбекистане несколькими мастерами для создания оригинальных декоративных изделий. Но достаточно сложная технология "холодного тиснения " и необходимость специальной кожи не позволяет использовать данное направление в создании массовых изделий.
В студии "HERITAGE VILLAGE . WORKSHOP" восстановлены и успешно используются многие старинные технологии "холодного способа тиснения" на коже. К настоящее время таким способом изготавливаются сувенирные магниты , заказные индивидуальные обложки для книг и ежедневников . Ведется большая подготовительная работа для начала изготовления панно и картин , а также некоторых других изделий.
Штампы для "холодного тиснения " разработаны и изготовлены конечно уже на современном оборудовании с использованием современных инструментов. Но это нисколько не девальвирует значимость возрождения и сохранения старинного способа тиснения. Мастер классов именно по данному направлению проводить наверное и не буду , но поделюсь в последующих публикациях многими интересными открытиями в данном направлении .
Комментариев нет:
Отправить комментарий