вторник, 18 декабря 2012 г.

Народные художественные промыслы - некоторые текущие вопросы.

   Неоднократно участвовал в полемике  с некоторыми  искусствоведами - теоретиками о том , что из современных  творений мастеров можно отнести  к изделиям НХП , а что - нет . Так вот мое мнение  как мастера - практика создающего новые рукотворные  изделия и одновременно как искусствоведа - теоретика ( так как мое второе образование - как раз  историк-искусствовед ) отличается  
от их достаточно жесткого подхода.

  Конечно нелепо рассматривать  сувениры сделанные на принтере   или  лазерным  аппаратом  в качестве  продукции НХП . Ну а если изделие с элементами творчества, выполнено  в национальном стиле - то почему бы его и не отнести к продукции НХП даже если это обычные сувениры.
 Почему я  выделил именно позицию сувениров ? Считаю , что в данный период сувенирные  изделия  ручной работы - один из наиболее массовых изделий НХП. Это и потребность рынка , и потребность нашей эпохи -  именно доступные сувенирные национальные изделия. Вторая половина 20 и начавшийся 21 век характеризуются массовым развитием туризма , который и  определяет возросшую потребность  в сувенирных национальных изделиях приобретаемых туристами на память .
 Так как быть - создавать новое или описывать уже имеющееся и многократно описанное ? Это - новое и создается многими мастерами своего дела. Просто надо несколько иначе подойти к этому. Разве  современные  массовые изделия нельзя отнести к изделиям НХП из за их массовости ? Это потребность эпохи - никто не будет сейчас как в 18 веке творить единичные изделия . Они будут нерентабельны , а следовательно  у мастеров не будет особого желания их производить.
 Так вот как я считаю , задача искусствоведов теоретиков заключается в выявлении , классификации и описании   изделий нашего  времени. . На  примере изделий разработанных и изготовленных в студии  " HERITAGE VILLAGE . WORKSHOP "  видно как разрабатывалась, раскрывалась национальная тема в производимых изделиях. Да , не спорю - изделия массовые - но при этом полностью рукодельные , отражающие этнографические обычаи и традиции и получившие признание у потребителей. Разве это не современные изделия НХП ? А что  тогда ?
  На примере  огромного ассортимента кожаных сувенирных изделий - видно как через декоративное тиснение раскрывались  этнографические традиции региона. Были созданы новые и реконструированы и воссозданы некоторые старинные изделия. Я почти что уверен , что в дальнейшем  ассортимент моих кожаных изделий будет описан именно как одно из направлений НХП текущего периода ввиду своей массовости и наличия  общего стиля .
 Если мы , мастера не будем что то создавать - то вам , искусствоведам уже и нечего будет в дальнейшем  описывать ,так как все ранее созданное - уже достойно и давно описано.  Я думаю , что некоторые  искусствоведы с которыми у меня возникли некоторые противоречия - знакомы с моим блогом ,  так что прочтя данный пост предлагаю пересмотреть  излишне критический подход к данному вопросу.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий